Воспитательная работа

Приоритетные направления воспитательной деятельности ГБОУ школы-интерната № 71 г.о. Самара

Гражданско-патриотическое направление

  • Представления о базовых российских ценностях — идеях и правилах, объединяющих людей разных поколений, народов, общественных групп и убеждений в единую «российскую нацию».
  • Элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях (гражданском обществе).
  • Знание о свободе совести, о взглядах на религиозные идеалы (вера, мировоззрение) традиционных российских религий и светской культуры.
  • Знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества.
  • Отрицательная оценка насилия как способа решения конфликтов между людьми, народами, государствами.
  • Проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира.
  • Самостоятельное и добровольное проявление уважения и заботы по отношению к защитникам Родины, ветеранам.
  • Недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений, расы.
  • Умение вести корректный, доброжелательный разговор с человеком других взглядов, религиозных убеждений, национальности.

Духовно-нравственное направление

  • Знание главных нравственных правил, норм.
  • Умение отделять оценку поступка от оценки человека.
  • Различение хороших и плохих поступков.
  • Умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принцип эффективного общения (установка на взаимодействие, взаимопонимание, доброжелательное отношение к собеседнику).
  • Отрицательная оценка плохих поступков: грубости, несправедливости, предательства и т.п. (в книгах, кино, играх, жизненных ситуациях и т.д.). — избегание плохих поступков, капризов; — признание собственных плохих поступков.
  • Осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе — отказ ради них от каких-то собственных желаний.
  • Защита (в пределах своих возможностей) собственной чести и достоинства, своих друзей и близких.
  • Препятствование (в пределах своих возможностей) проявлению несправедливости, нечестности.
  • Уважительное отношение (в действиях) к старшим, к традициям семьи, школы и общества, к чести и достоинству других людей.
  • Добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому.
  • Следование правилам вежливого, приличного поведения («волшебные слова», правила этикета) в школе и общественных местах.

Социально-трудовое направление

  • Отрицательная оценка нарушения порядка (в классе, на улице, в обществе в целом), несоблюдения обязанностей, оскорбления людей другой национальности, религии, убеждений, расы, нарушения равноправия, терпимое отношение к гражданам другой национальности.
  • Участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса, школы (самоуправление).
  • Умение отвечать за свои проступки (принятие наказания, в т.ч. самооценка проступков, «самонаказание»).
  • Препятствование (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия.
  • Избегание насилия, препятствование его проявлениям.
  • Добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами школы (например, празднование государственных праздников).
  • Уважение в действии к результатам труда других людей.
  • Стремление и умение делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками.
  • Умение работать в коллективе, в т.ч. над проектами.
  • Стремление найти истину в решении учебных и жизненных задач.
  • Проявление настойчивости в работе — доведение начатого дела до конца (в т.ч. в выполнении учебных заданий).
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

Общекультурное направление

  • Представление о красоте души и тела человека, о гармонии в природе и творениях человека.
  • Умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей (эстетический идеал).
  • Начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России и мира.
  • Проявление эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства, фольклора и т.п..
  • Различение «красивого», «гармоничного» и «безобразного», «пошлого».
  • Отрицание некрасивых поступков (в т.ч. речевых поступков, жестов), неряшливости, знание норм речевого этикета.
  • Самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства (чтение литературы, посещение концертов, спектаклей, музеев).
  • Реализация себя в художественном творчестве.
  • Украшение пространства своей жизни — дома, класса, школы, улицы.
  • Соблюдение правил этикета, поддержание опрятного внешнего вида.

Экологическая культура

  • Начальные знания о роли жизни в природе, её развитии (эволюции).
  • Начальные знания о взаимосвязи живой и неживой природы, о том вреде, который наносит ей современное хозяйство человека, о нормах экологической этики.
  • Знание о богатствах и некоторых памятниках природы родного края, России, планеты Земля.
  • Отрицательная оценка (на основе норм экологической этики) действий, разрушающих природу.
  • Умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе.
  • Самостоятельное заинтересованное изучение явлений природы, форм жизни, роли человека.
  • Бережное, заботливое отношение к растениям и животным.
  • Добровольные природоохранные действия (уборка мусора после пикника, распределение мусора по контейнерам для переработки, экономия воды и электричества и т.д.).
  • Добровольное участие в экологических проектах (озеленение школьного участка, очистка территории и т.п.).

Спортивно-оздоровительное направление

  • Знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями.
  • Знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей.
  • Знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья.
  • Знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье.
  • Знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п..
  • Отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены.
  • Понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.
  • Соблюдение правил гигиены и здорового режима дня.
  • Подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).