
Приоритетные направления воспитательной деятельности ГБОУ школы-интерната № 71 г.о. Самара
Гражданско-патриотическое направление
- Представления о базовых российских ценностях — идеях и правилах, объединяющих людей разных поколений, народов, общественных групп и убеждений в единую «российскую нацию».
- Элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях (гражданском обществе).
- Знание о свободе совести, о взглядах на религиозные идеалы (вера, мировоззрение) традиционных российских религий и светской культуры.
- Знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества.
- Отрицательная оценка насилия как способа решения конфликтов между людьми, народами, государствами.
- Проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира.
- Самостоятельное и добровольное проявление уважения и заботы по отношению к защитникам Родины, ветеранам.
- Недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений, расы.
- Умение вести корректный, доброжелательный разговор с человеком других взглядов, религиозных убеждений, национальности.
Духовно-нравственное направление
- Знание главных нравственных правил, норм.
- Умение отделять оценку поступка от оценки человека.
- Различение хороших и плохих поступков.
- Умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принцип эффективного общения (установка на взаимодействие, взаимопонимание, доброжелательное отношение к собеседнику).
- Отрицательная оценка плохих поступков: грубости, несправедливости, предательства и т.п. (в книгах, кино, играх, жизненных ситуациях и т.д.). — избегание плохих поступков, капризов; — признание собственных плохих поступков.
- Осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе — отказ ради них от каких-то собственных желаний.
- Защита (в пределах своих возможностей) собственной чести и достоинства, своих друзей и близких.
- Препятствование (в пределах своих возможностей) проявлению несправедливости, нечестности.
- Уважительное отношение (в действиях) к старшим, к традициям семьи, школы и общества, к чести и достоинству других людей.
- Добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому.
- Следование правилам вежливого, приличного поведения («волшебные слова», правила этикета) в школе и общественных местах.
Социально-трудовое направление
- Отрицательная оценка нарушения порядка (в классе, на улице, в обществе в целом), несоблюдения обязанностей, оскорбления людей другой национальности, религии, убеждений, расы, нарушения равноправия, терпимое отношение к гражданам другой национальности.
- Участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса, школы (самоуправление).
- Умение отвечать за свои проступки (принятие наказания, в т.ч. самооценка проступков, «самонаказание»).
- Препятствование (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия.
- Избегание насилия, препятствование его проявлениям.
- Добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами школы (например, празднование государственных праздников).
- Уважение в действии к результатам труда других людей.
- Стремление и умение делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками.
- Умение работать в коллективе, в т.ч. над проектами.
- Стремление найти истину в решении учебных и жизненных задач.
- Проявление настойчивости в работе — доведение начатого дела до конца (в т.ч. в выполнении учебных заданий).
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
Общекультурное направление
- Представление о красоте души и тела человека, о гармонии в природе и творениях человека.
- Умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей (эстетический идеал).
- Начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России и мира.
- Проявление эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства, фольклора и т.п..
- Различение «красивого», «гармоничного» и «безобразного», «пошлого».
- Отрицание некрасивых поступков (в т.ч. речевых поступков, жестов), неряшливости, знание норм речевого этикета.
- Самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства (чтение литературы, посещение концертов, спектаклей, музеев).
- Реализация себя в художественном творчестве.
- Украшение пространства своей жизни — дома, класса, школы, улицы.
- Соблюдение правил этикета, поддержание опрятного внешнего вида.
Экологическая культура
- Начальные знания о роли жизни в природе, её развитии (эволюции).
- Начальные знания о взаимосвязи живой и неживой природы, о том вреде, который наносит ей современное хозяйство человека, о нормах экологической этики.
- Знание о богатствах и некоторых памятниках природы родного края, России, планеты Земля.
- Отрицательная оценка (на основе норм экологической этики) действий, разрушающих природу.
- Умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе.
- Самостоятельное заинтересованное изучение явлений природы, форм жизни, роли человека.
- Бережное, заботливое отношение к растениям и животным.
- Добровольные природоохранные действия (уборка мусора после пикника, распределение мусора по контейнерам для переработки, экономия воды и электричества и т.д.).
- Добровольное участие в экологических проектах (озеленение школьного участка, очистка территории и т.п.).
Спортивно-оздоровительное направление
- Знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями.
- Знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей.
- Знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья.
- Знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье.
- Знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п..
- Отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены.
- Понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.
- Соблюдение правил гигиены и здорового режима дня.
- Подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).